В многообразии спортивного оборудования, которым радуют поклонников активного образа жизни специализированные магазины, скейтборды занимают далеко не последнее место. Популярная забава подростков 80-х сегодня превратилась в полноценный вид спорта, для которого качество оборудования не менее важно, чем умение им пользоваться. Скейтеры со стажем хорошо знают особенности досок тех или иных производителей, новички же не всегда могут разобраться в преимуществах и недостатках скейтбордов. Краткий курс по строению скейтборда поможет начинающим спортсменам сориентироваться и сделать правильный выбор.
Основа скейтборда – дека
Дека – это доска скейтборда с загнутыми концами, каждый из которых имеет свое название: передний конец именуют «ноуз», задний – «тейл». Боковые загибы вдоль деки называют «конкейв»(concave); эти загибы, которые у разных досок могут быть разной глубины, помогают совершать трюки – флипы. Для изготовления деки используют кленовое дерево; слои древесины прессуют и прочно склеивают между собой. В стандартных деках таких слоев семь, реже встречаются девятислойные и шестислойные деки. Прочность деки во многом зависит от того, насколько качественный клей использовали при ее производстве; чем лучше клей, тем дольше доска не будет расслаиваться.
Те, кто уверенно чувствует себя на скейтборде, часто выбирают деку с дополнительным нижним пластиковым слоем (его называют «слик») – он облегчает скольжение по перилам. Однако новичкам, которые еще не скоро постигнут все тонкости экстрима, следует помнить, что слик утяжеляет доску. Верхняя сторона деки покрыта тонким слоем наждачной бумаги на самоклеющейся основе – это «гриптэйп»(griptape), предназначенный для того, чтобы ноги спортсмена не скользили по доске, и обеспечивающий поверхности деки дополнительную защиту от истирания.
Стандартная длина деки – 80 см, а ширина может быть и 19, и 21 см. К слову, закручивать флипы легче всего на узких досках; зато на широкие удобнее приземляться после прыжков. Высота прыжков на скейтборде зависит от упругости деки; суть в том, что перед прыжком краем доски как будто совершают «щелчок» по земле. Доска от этого щелчка пружинит, и скейтер взмывает в воздух. Самыми прочными и упругими считаются деки от компаний Toy Machine, Zero, Zoo York, World Industries, Santa Cruz.
Однако кто бы ни был производителем деки, при ее покупке в любом случае нужно обратить внимание на вес (чем легче доска, тем легче делать на ней трюки) и дату выпуска. Дека, которая слишком долго пролежала на складе или на прилавке магазина, скорее всего, пересушена и сломается очень быстро. Не стоит забывать и о том, что дека не должна быть расслоена – иначе в скором времени ее владельцу придется приобретать новую доску.
Траки: выбираем прочность
Траки (trucks) – это подвески, располагающиеся под декой. Для облегчения нагрузки между прикрученными траками и декой вставляют резиновые прокладки. К тракам есть только одно требование: они должны быть прочными. При этом важно прикрепить траки таким образом, чтобы колеса скейтборда полностью скрывались под декой, не выступая в стороны. Толстые подвески прочнее, но и тяжелее, чем тонкие.
При выборе траков следует доверять авторитетным производителям – компании Independent, Bullet, Krux зарекомендовали себя как поставщики качественных составляющих для сборки скейтбордов.
Скорость и вибрация: какие колеса предпочесть?
Колеса, которые крепят на подвески, различаются по основному признаку – степени жесткости. Жесткие колеса отлично держат скорость и считаются более прочными, поэтому их рекомендуют использовать, если скейтер планирует кататься на улице или по дорожкам в парке. У жестких колес есть несколько недостатков: они передают вибрацию доски, и, кроме того, скейтом с жесткими колесами сложнее управлять.
На мягких колесах ездить намного приятнее – скейтборд практически не вибрирует и легко управляем. Но мягкие колеса довольно быстро изнашиваются, и потому на таких скейтбордах лучше всего кататься в рампе. И еще один момент: скорость, набранная на скейтборде с мягкими колесами, падает очень быстро. Диаметр колес может быть разным – на результате катания он сказывается не столь сильно, как степень жесткости.
Подшипники – быстрые или медленные?
Подшипники вкладываются в колеса при надевании их на подвески. Обычно используется по два подшипника стандарта ABEC на каждое колесо. Скорость подшипников обозначается цифрой в названии. Самые быстрые – ABEC 7 и реже встречающиеся ABEC 9. Обычно скейтборды комплектуются подшипниками ABEC 3, ABEC 5 и ABEC 7, однако тем, кто проявляет повышенные меры предосторожности, можно порекомендовать наименее скоростные ABEC 1.
Остается добавить, что скейтборд в сборке называют «комплит», и тем, кто только начинает кататься, лучше не собирать комплит самостоятельно, а выбрать качественный из уже готовых.
Когда купленный скейтборд пройдет обкатку, а его владелец определит, как и где ему больше нравится кататься, можно будет заменить детали комплита на другие, более актуальные. Не рекомендуют профессионалы обращать внимание на доски китайского производства – как правило, у них нет конкейвов, дека слишком широкая, а щелчок очень слабый. Такие доски очень быстро расслаиваются, поскольку клей для соединения слоев не отличается высоким качеством.
Экономить на своем первом скейтборде не стоит – только в этом случае можно будет отдаться катанию полностью, почувствовать уверенность в собственных силах и по-настоящему полюбить движение и скорость. А отправляться за покупкой нужно только в специализированный магазин, где можно получить ответы грамотных консультантов на любые вопросы.